В статье представлен философский анализ гносеологических рисков, возникающих в процессе цифровой трансформации высшего образования. Особое внимание уделяется проблеме верификации знания в условиях активного внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. На основе диалектического и системного подходов исследуются механизмы трансформации процессов производства и верификации знания в цифровой образовательной среде. Выявляются ключевые противоречия между традиционными механизмами верификации знания и новыми формами его получения и трансляции с использованием искусственного интеллекта. Предлагаются методологические подходы к разрешению выявленных противоречий и минимизации гносеологических рисков цифровизации образования
В статье представлен философский анализ гносеологических рисков, возникающих в процессе цифровой трансформации высшего образования. Особое внимание уделяется проблеме верификации знания в условиях активного внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. На основе диалектического и системного подходов исследуются механизмы трансформации процессов производства и верификации знания в цифровой образовательной среде. Выявляются ключевые противоречия между традиционными механизмами верификации знания и новыми формами его получения и трансляции с использованием искусственного интеллекта. Предлагаются методологические подходы к разрешению выявленных противоречий и минимизации гносеологических рисков цифровизации образования
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Filippov O.A. | Доктор философии по философским наукам (PhD) | Навоийский филиал НУВО “PROFI UNIVERSITY” |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | 1.Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016. 640 с. -http://lych.ru/2.Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник НГПУ. 2012. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskaya-platforma-obrazovanie-ontologicheskiy-analiz.3.Бекбаев Г. А. Цифровизация системы высшего образования республики Узбекистан: основные проблемы и преимущества // ORIENSS. 2024. No10. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-respubliki-uzbekistan-osnovnye-problemy-i-preimuschestva.4.Мантуленко В. В., Мантуленко А. В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Концепт. 2024. No6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-protivorechiya-v-ispolzovanii.5.Степин В.С. Научные революции и типы научной рациональности // История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей. –М., 2018. –С. 116–136.6.Щедровицкий П.Г. Цифровая трансформация: как философские представления о «знаниях» помогают спрогнозировать ход новой промышленной революции [Электронный ресурс] / Сайт Петра Щедровицкого. 2022. Режим доступа: https://shchedrovitskiy.com/digital-transformation/7.Мусалов М. А. Цифровая трансформация образования: проблемы, перспективы, правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2021. No1 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-problemy-perspektivy-pravovye-aspekty.8.Философские проблемы искусственного интеллекта: библиографический указатель / сост. А.В. Гасилин, Н.С. Скипин ; отв. ред.: А.В. Гасилин ; ИНИОН РАН. –Москва, 2023. –207 c.9.Шадже А. Ю., Ильинова Н. А. Образование в условиях нового глобального риска: цифровизация и гуманизация // Социально-гуманитарные знания. 2020. No6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-usloviyah-novogo-globalnogo-riska-tsifrovizatsiya-i-gumanizatsiya.10.Lepskii, V... Review of the book Man and Artificial Intelligence Systems. ВестникРоссийскойакадемиинаук. 93. 2023, 394-397. 10.31857/S0869587323030076. The collective monograph Man and Artificial Intelligence Systems is reviewed. |