Статья посвящена изучению сатирической тенденции в русской поэзии второй половины XIX века. В теоретической части исследования рассматривается философская, эстетическая, литературоведческая категория «комическое» и ее разновидности: юмор и сатира. В тексте статьи дается обзор филологических работ, посвященных разработке понятий «юмор» и «сатира» в литературоведении. В практической части данной работы рассматривается творчество В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, А. М. Жемчужникова, Г. Н. Жулёва как представителей одного из важных витков сатирического плана русской поэзии. В исследовании проводится мысль о том, что в творчестве поэтовсатириков жанровая система сатирической поэзии обретает законченную форму и представляются основные составляющие жанры сатирического круга такие, как пародия, юмористическое стихотворение, сатирическая поэма, эпиграмма, эпитафия, басня, фельетон, песня, дружеское послание, мистерия, комедия и др. Кроме того, в статье исследуется тенденция развития жанровой системы: сочетание, контаминация, взаимопроникновение различных сатирических жанров, а также синтез сатирических и несатирических жанров. В заключении делаются выводы о том, что жанровый канон литературной сатиры в этих условиях не разрушается, а творчески трансформируется. Образуется актуальная и в наше время жанровая система, в которой поэтсатирик может использовать практически любой сатирический и несатирический жанр, а также их разнообразные сочетания, исходя из своих творческих интенций.
Статья посвящена изучению сатирической тенденции в русской поэзии второй половины XIX века. В теоретической части исследования рассматривается философская, эстетическая, литературоведческая категория «комическое» и ее разновидности: юмор и сатира. В тексте статьи дается обзор филологических работ, посвященных разработке понятий «юмор» и «сатира» в литературоведении. В практической части данной работы рассматривается творчество В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, А. М. Жемчужникова, Г. Н. Жулёва как представителей одного из важных витков сатирического плана русской поэзии. В исследовании проводится мысль о том, что в творчестве поэтовсатириков жанровая система сатирической поэзии обретает законченную форму и представляются основные составляющие жанры сатирического круга такие, как пародия, юмористическое стихотворение, сатирическая поэма, эпиграмма, эпитафия, басня, фельетон, песня, дружеское послание, мистерия, комедия и др. Кроме того, в статье исследуется тенденция развития жанровой системы: сочетание, контаминация, взаимопроникновение различных сатирических жанров, а также синтез сатирических и несатирических жанров. В заключении делаются выводы о том, что жанровый канон литературной сатиры в этих условиях не разрушается, а творчески трансформируется. Образуется актуальная и в наше время жанровая система, в которой поэтсатирик может использовать практически любой сатирический и несатирический жанр, а также их разнообразные сочетания, исходя из своих творческих интенций.
Ушбу мақола ХIХ асрнинг иккинчи ярми рус шеъриятидаги сатирик тенденцияни ўрганишга бағишланди. Тадқиқотнинг назарий қисмида фалсафий, эстетик, адабий “комик” категорияси ва унинг турлари: юмор ва сатира ўрганилади. Мақолада адабиётшуносликдаги “юмор” ва “сатира” тушунчалари ривожига бағишланган филологик ишлар ҳақида умумий маълумот берилди. Ишнинг амалий қисмида В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, А. М. Жемчужников, Г. Н. Жулев асарлари рус шеъриятидаги сатирик аспектнинг муҳим қисми сифатида кўриб чиқилди. Тадқиқотда сатирик шоирларнинг асарларида сатирик шеъриятнинг жанр тизими тугаллик касб этади ва сатирик доира жанрлари пародия, юмористик шеър, сатирик шеър, эпиграм, эпитаф, масал, фельетон, қўшиқ, дўстона хабар, сир, комедия ва бошқаларни ўз ичига олади. Бундан ташқари, мақолада жанр тизимининг ривожланиш тенденцияси: турли сатирик жанрларнинг бирикиши, контаминация, шунингдек, сатирик ва сатирик бўлмаган жанрларнинг синтези ўрганиди. Хулоса қисмида бу шароитдаги адабий сатиранинг жанрий қонунини бузилмасдан, ижодий ўзгартирилади. Бизнинг замонамизда ҳали ҳам долзарб бўлган жанр тизими шаклланган бўлиб, унда сатирик шоир деярли ҳар қандай сатирик ва сатирик бўлмаган жанрлардан ҳамда уларнинг ижодий ниятлари асосида турли комбинацияларидан фойдаланиши мумкин.
The article is devoted to the study of satirical trends in Russian poetry of the second half of the XIX century. The theoretical part of the study considers the philosophical, aesthetic, literary category "comic" and its varieties: humor and satire. The study provides an overview of philological works on the development of the concepts "humor" and "satire" in literary criticism. The practical part of the paper considers the works of V.S. Kurochkin, D.D. Minaev, A.M. Zhemchuzhnikov, G.N. Zhulev as representatives of one of the important turns of the satirical aspect of Russian poetry. The study suggests that in the work of satirical poets, the genre system of satirical poetry takes on a complete form and presents the main components of satirical genres such as parody, a humorous poem, a satirical poem, an epigram, an epitaph, a fable, a feuilleton, a song, a friendly message, a mystery, a comedy, etc.In addition, the article explores the trend of the development of the genre system: combination, contamination, the interpenetration of various satirical genres and the synthesis of satirical and non-satirical genres. The conclusion entails that the genre canon of literary satire under these conditions is not destroyed, but creatively transformed; a modern genre system is being formed, in which the satirical poet can use almost any satirical and non-satirical genre, as well as their various combinations, based on his/her creative intentions.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | TIANYU G.. | Рус адабиёти ва ўқитиш методикаси кафедраси | Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. — 184 с. |
2 | Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с. |
3 | Астров П.И. Алексей Михайлович Жемчужников. — Сергиев Посад, 1908. — 15 с. |
4 | Амфитеатров А.В. Забытый смех. Поморная муза. Сб. I. — М.: Земля, 1914. — 472 с. |
5 | Алексеева Л.Ф. Проблема иронии в творчестве А. Блока: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. — М., 1981. — 20 с. |
6 | Бедный Д. Искромётный // Литературное наследство. — 1931. — Т. 1. — С. 231–232. |
7 | Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худ. лит., 1990. — 395 с. |
8 | Балакшина Ю.В. Комическое в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. — СПб., 1999. — 19 с. |
9 | Будилева А.В. Приметы осени в лирике русских поэтов // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: Сб. научн. тр.; ред. Е.Г. Милюгина. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2014. — С. 184–190. |
10 | Блок А.А. Сочинения. В одном томе. Стихотворения. Поэмы. Театр. Статьи и речи. Письма / А.А. Блок; ред., вст. ст. и примеч. Вл. Орлова. — М.— Л.: Гослитиздат, 1946. — 662 с. |
11 | Бэлза С.И. Образ Данте у русских поэтов // Дантовские чтения — 1968. — М.: Наука, 1968. — С. 172—194. |
12 | Веселовский А.Н. А.М. Жемчужников // История русской литературы XIX века; Под ред. Д.П. Овсянико-Куликовского. Т. 5. — М.: Мир, 1910. — С. 297—309. |
13 | Весин С.П. Фет, Полонский и А. Жемчужников. — Житомир, 1893. — 36 с. |
14 | Гаспаров М.Л. «Уснуло озеро» Фета и палиндромон Минаева. Перестановка частей // М.Л. Гаспаров. Избранные труды: В 3-х т. Т. 2: Язык. Семиотика. Культура. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 39—47. |
15 | Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3. / Г.В.Ф. Гегель. — М.: Искусство, 1971. — 623 с |
16 | Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1 / Т. Гоббс. — М.: Мысль, 1964. — 583 с. |
17 | Граудина Л.К. «Поэт забытых слов» А.М. Жемчужников // Русская речь. — 2013. — № 2. — С. 15–22. |
18 | Дадаян Э.Г. Поэтика комического в прозе В. Аксёнова: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. — Махачкала, 2010. — 19 с. |
19 | Добролюбов Н.А. Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта // Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 3: Статьи и рецензии 1860-1861 гг. — М.: Гослитиздат, 1952. — С. 599—607. |
20 | Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэтысатириконцы. — М.: Наука, 1968. — 453 с. |
21 | Ефремин А. Забытая сатира Курочкина // Литературное наследство. — 1931. — Т. 1. — С. 267—271. |
22 | Жельвис В.И. Иллокутивная роль стихотворного перевода на мотив оригинала (на материале переводов В.С. Курочкина) // Верхневолжский филологический вестник. — 2015. — № 2. — С. 75–82. |
23 | Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. — М.: Искусство, 1978. — 432 с. |
24 | Иванова И.Н. Трансформация комического в эстетике литературы «падонков» (феномен литпром.ru и тенденции развития современной отечественной литературы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 7. — С. 84–89. |
25 | Илюшин А.А. Страницы русской дантеаны // А. Данте. Божественная комедия. — М.: Просвещение, 1988. — С. 264—286. |
26 | Кобринец О.С. Пародийное творчество Д.Д. Минаева: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.02. — Харьков, 2006. — 20 с. |
27 | Котляревский Н.А. Памяти А. Жемчужникова // Вестник Европы. — 1908. — № 6. — С 514—538. |
28 | Кошелев В.А. О «комической стороне» русской словесности // Культура и текст. — 2013. — № 2 (15). — С. 167–186. |
29 | Краснова И.Л. Проблема сатирического стихотворного стиля (на материале поэзии «Искры»): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.08. — Алматы, 1997. — 26 с. |
30 | Капитонова Н.А. Музыкальность сборника А.М. Жемчужникова «Прощальные песни» // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. — Пенза: Пенз. гос. технологич. ун-т, 2016. — С. 67–73. |
31 | Мартьянов П.К. Дела и люди века: Отрывки из старой записной книжки, статьи и заметки: В 3-х т. Т. 1. — СПб.: Тип. Р.Р. Голике, 1893. — 304 с. |
32 | Маевская А.Ю. Использование форм комического в колонке редактора глянцевого журнала «Men’s Health» // Альманах современной науки и образования. — 2016. — № 3 (105). — С. 64– 66. |
33 | Мирошникова О.В. Книжная дилогия A.M. Жемчужникова «Песни старости» и «Последние песни» как дневниковозавещательная структура // Культура и текст. — 2004. — № 7. — С. 9–20. |
34 | Мурзак И.И. «Божественная комедия» Данте Алигьери в переводе Д.Д. Минаева как форма литературной полемики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. — 2015. — № 4 (16). — С. 48–54. |
35 | Неермолова Н. «Быть может, средь нравственной скверны иных от паденья спасет задушевная речь…». Духовная нива поэта Алексея Жемчужникова // Духовно-нравственное воспитание. — 2012. — № 5. — С. 68–73. |
36 | Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с |
37 | Осовский О.Е. «Смеховое слово» у позднего Фолкнера // Бахтин и время: Тезисы докладов. — Саранск: МГУ им. Огарева, 1998. — С.115–116. |
38 | Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистсколенинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство: Сб. ст. — М.: Наука,1980. — С. 60–84. |
39 | Пинский Л.Е. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт. — М.: Сов. писатель, 1989. — 416 с. |
40 | Полонский Я.П. Стихотворения А.М. Жемчужникова. Критический разбор стихотворений A.M. Жемчужникова. — СПб.: тип. имп. Академ. наук, 1893. — 38 с |
41 | Протопопов М.А. Поэт «забытых слов» // Русская мысль. — 1892. — Кн.7. — С. 96–109. |
42 | Ратников К.В. Дантовский сюжет в контексте русской полемической традиции: сатира Д.Д. Минаева «Ад» (1862) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2015. — № 3. — С. 61–74. |
43 | Румянцева В.Н. Стихотворный фельетон середины XIX века (Н.А. Некрасов, B.C. Курочкин, Д.Д. Минаев): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Оренбург, 2007. — 19 с. |
44 | Румянцева В.Н. Категория времени в стихотворных фельетонах середины XIX века // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 11 (117). — С. 29–34. |
45 | Румянцева В.Н. Поэтика послания в структуре стихотворного фельетона середины XIX века (к проблеме специфики жанра стихотворного фельетона) // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 11 (93). — С. 22–26. |
46 | Румянцева В.Н. Элегия и стихотворный фельетон в русской поэзии середины XIX века // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 11 (117). — С. 8–11. |
47 | Романов А.Г. Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк») // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 121–123. |
48 | Рябушкина С.В. Тропы и стилистические фигуры как средство создания иронии в поэзии Д.Д. Минаева // Ученые записки Ульяновского государственного университета. — 2012. — № 1 (16). — С. 50–53. |
49 | Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 5: Критика и публицистика. 1856–1864. — М.: Худ. лит., 1966. — 711 с. |
50 | Сапченко Л.С. Энантиосемия как средство создания иронии в произведениях Д.Д. Минаева // Текстология сегодня: итоги, проблемы, методы: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. — М.: РУДН, 2010. — С. 151–156. 1. |
51 | Склейнис Г.А. Парадоксы смеха в русской литературе: изживание негативного опыта (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский) // Северо-Восточный научный журнал. — 2012. — № 3. — С. 7–10. |
52 | Скобелев А.В. Особенности сатиры и проблема комического в творчестве Э.Т.А. Гофмана: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.05. — Воронеж, 1984. — 20 с. |
53 | Сухих С.И. Комическое в «Тихом Доне» М. Шолохова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. — 2004. — № 1. — С. 73–83. |
54 | Сретенский Н.Н. Историческое введение в поэтику комического. Ч. 1. — Ростов-на-Дону: Трудовой Дон, 1926. — 60 с. |
55 | Старосивильский С. A.M. Жемчужников // Русский филологический вестник. — 1900. — № 3. — С. 59–83. |
56 | Тюпа В.И. Категория иронии в анализе поэмы А. Блока «Соловьиный сад» // Принципы анализа литературного произведения. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 188–198. |
57 | Тепляшина А.Н. Творческая природа комического (жанровая парадигма современной журналистики): автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. — СПб., 2007. — 38 с. |
58 | Филимонова А.А. Поэтика «серьёзного» в сатире 1920-х годов (М. Зощенко, П. Романов): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.02. — М., 1993. — 18 с. |
59 | Целикова Е.В. Пародийная личность А.А. Фета в цикле Д.Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом» // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2010. — № 2. — С. 44–49. |
60 | Чернов С.А. Журнальная сатира в общественной борьбе: полемика поэтов-«искровцев» с антипольской шовинистической пропагандой // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2014. — № 5. — С. 70–72. |
61 | Чернушенко Ю.А. Экспромт как малая форма русской поэзии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2014. — Т. 4. — № 5. — С. 459. |
62 | Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 тт. Т. 4. Статьи и рецензии 1856–1857 гг. — М.: Худ. лит., 1948. — 983 с. |
63 | Шлегель Ф. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. — С. 169– 185. |
64 | Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. пер. с нем. — М.: Наука, 1993. — 672 с. |
65 | Ямпольский И.Г. Сатирическая журналистика 1860-х гг. Журнал революционной сатиры «Искра» (1859–1873). — М.: Худ. лит., 1964. — 623 с. |
66 | Ямпольский И.Г. Bасилий Курочкин // Поэты «Искры». В 2 т. Т. 1. — Л.: Сов. писатель, 1955. — С. 6–58. |
67 | Ямпольский И.Г. Д.Д. Минаев // Избранное. — Л.: Худ. лит., 1986. — С. 3–17. |
68 | Ямпольский И.Г. Сатирические и юмористические журналы 60-х гг. — Л.: Ленинг. гос. ун-т, 1973. — 168 с. |
69 | Ямпольский И.Г. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840–1870-х гг. — Л.: Худ. лит., 1974. — 352 с. |