Статья посвящена наиболее распространенному в теории и практике современного радиовещания понятию «формат», рассмотрению его как важного типологического признака отечественного и зарубежного эфира. Анализируя определения исследователей по поводу дефиниции «формат», автор предлагает свое толкование понятия, опираясь на сегодняшнюю практику негосударственных радиостанций. В публикации рассмотрены форматы негосударственных радиостанций, функционирующих в Республике Узбекистан, вопросы их возникновения и развития, системные признаки, типология, структурные особенности. Дана характеристика основным форматам отечественного негосударственного радиовещания. Исследуя эволюцию становления радиоформатов Узбекистана, автор выявляет специфику форматирования отечественных радиостанций, отмечает влияние европейского и российского опыта на данный процесс, обозначает основные вехи пути радиоканалов республики в этом направлении. Убедительно показывается, что проблема «размывания» и неопределенности формата — это одна из существенных тенденций деятельности многих современных негосударственных радиостанций, которая обусловлена как «борьбой за слушателя» в условиях ужесточающейся конкуренции, так и сугубо «коммерческими интересами» вещателей в условиях выживания. В итоге радиостанции теряют слушателей, снижается градус их популярности. В статье охарактеризованы форматообразующие признаки, позволяющие выделить ту или иную радиостанцию в ряду других, проанализированы факторы, способствующие удержанию своего формата радиоструктурами республики, исследованы тенденции функционирования форматов современного радиовещания страны. Особое место уделено вопросу переформатирования как тенденции развития современного радиорынка, показаны причины «смены формата» и его последствия.
Статья посвящена наиболее распространенному в теории и практике современного радиовещания понятию «формат», рассмотрению его как важного типологического признака отечественного и зарубежного эфира. Анализируя определения исследователей по поводу дефиниции «формат», автор предлагает свое толкование понятия, опираясь на сегодняшнюю практику негосударственных радиостанций. В публикации рассмотрены форматы негосударственных радиостанций, функционирующих в Республике Узбекистан, вопросы их возникновения и развития, системные признаки, типология, структурные особенности. Дана характеристика основным форматам отечественного негосударственного радиовещания. Исследуя эволюцию становления радиоформатов Узбекистана, автор выявляет специфику форматирования отечественных радиостанций, отмечает влияние европейского и российского опыта на данный процесс, обозначает основные вехи пути радиоканалов республики в этом направлении. Убедительно показывается, что проблема «размывания» и неопределенности формата — это одна из существенных тенденций деятельности многих современных негосударственных радиостанций, которая обусловлена как «борьбой за слушателя» в условиях ужесточающейся конкуренции, так и сугубо «коммерческими интересами» вещателей в условиях выживания. В итоге радиостанции теряют слушателей, снижается градус их популярности. В статье охарактеризованы форматообразующие признаки, позволяющие выделить ту или иную радиостанцию в ряду других, проанализированы факторы, способствующие удержанию своего формата радиоструктурами республики, исследованы тенденции функционирования форматов современного радиовещания страны. Особое место уделено вопросу переформатирования как тенденции развития современного радиорынка, показаны причины «смены формата» и его последствия.
Мақола замонавий радиоэшиттириш назарияси ва амалиётида кенг тарқалган ҳамда маҳаллий ва хорижий радиожурналистиканинг муҳим типологик белги деб ҳисобланган "формат" тушунчасига бағишлан. Унда муаллиф тадқиқотчиларнинг "формат" тушунчага оид таърифларини ўрганиб чиқиб, замонавий нодавлат радиостанцияларнинг амалиётига асосланган ҳолда ўзига хос талқинини таклиф қилади. Мазкур мақолада Ўзбекистон Республикасида фаолият кўрсатаётган нодавлат радиостанцияларнинг форматлари, уларнинг пайдо бўлиши ва ривожланиши масалалари, тизимли белгилари, типологияси, тузилиш хусусиятлари таҳлил қилинган ҳамда маҳаллий нодавлат радиоларнинг мавжуд форматларига таъриф берилган. Муаллиф Ўзбекистондаги радио форматларнинг шаклланиш эволюциясини ўрганиш жараёнида республика радиостанцияларни форматлашнинг ўзига хос хусусиятларини очиб беради, бу жараёнга Европа ва Россия тажрибасининг таъсирини қайд этади ва республика радиоканалларининг ушбу йўналишдаги асосий босқичларини белгилайди. Кучаётган рақобат шароитида "тингловчи учун кураш" ҳамда радио узатувчиларнинг "тижорий манфаатлари" туфайли юзага келган радио форматларининг тез-тез ўзгариб туриши ва кўп ҳолларда ноаниқ бўлиб қолиши муаммоси кўплаб замонавий нодавлат радиостанциялар фаолиятидаги муҳим тенденциялардан бири эканлиги ва натижада радиостанциялар тингловчиларини йўқотиши, уларнинг рейтинги кескин тушиб қолиши намойиш этилмоқда. Мақолада у ёки бу радиостанцияни бошқалар қаторида ажратиб кўрсатишга хизмат қилувчи форматлаш хусусиятлари тавсифланмоқда, республика радио тузилмалари томонидан унинг форматини сақлаб қолишига ёрдам берувчи омиллар таҳлил қилинмоқда, мамлакатда замонавий радиоэшиттириш форматларининг тараққиёт тенденциялари ўрганилмоқда. Замонавий радио бозорининг ривожланиш тенденцияси сифатида қайта форматлаш масаласига алоҳида эътибор берилмоқда, "формат ўзгариши" сабаблари ва унинг оқибатлари тадқиқ қилинмоқда.
The article is devoted to the most widespread concept of “format” in the theory and practice of modern radio broadcasting, considering it as an important typological feature of domestic and foreign broadcasting. Analyzing the definitions of researchers regarding the definition of “format”, the author offers his own interpretation of the concept, relying on the current practice of nonstate radio stations. The publication discusses the formats of non-state radio stations operating in the Republic of Uzbekistan, issues of their emergence and development, systemic features, typology, structural features. The characteristics of the main formats of domestic non-state radio broadcasting are given. Investigating the evolution of the formation of radio formats in Uzbekistan, the author reveals the specifics of the formatting of domestic radio stations, notes the influence of European and Russian experience on this process, and marks the main milestones in the path of radio channels of the republic in this direction. It is convincingly shown that the problem of “dilution” and uncertainty of the format is one of the essential tendencies in the activities of many modern non-state radio stations, which is caused both by the “struggle for the listener” in the conditions of tougher competition and purely “commercial interests” of broadcasters in the conditions of survival. As a result, radio stations are losing listeners and their popularity is declining. The article describes the formatting features that make it possible to single out one or another radio station among others, analyzes the factors that contribute to the retention of its format by the radio structures of the republic, investigates the tendencies of the functioning of the formats of modern radio broadcasting in the country. Special attention is paid to the issue of reformatting as a development trend of the modern radio market, the reasons for the “format change” and its consequences are shown.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Ismailova K.F. | Филология фанлари номзоди, доцент Халқаро журналистика назарияси ва амалиёти кафедраси Халқаро журналистика факультети | Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Фомина М.В. Особенности трансформации российского регионального радиовещания в современных условиях: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. /http://cheloveknauka.com/osobennostitransformatsii-rossiyskogo-regionalnogo-radioveschaniya-v-sovremennyhusloviyah |
2 | Радиожурналистика. Под ред. А.Шереля. учебник для высших учебных заведений. М.: Моск. гос. ун-т, 2000. — 267 с. |
3 | Раскатова Е. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие.// Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2003. №. 5-6 (40-41). —С. 22-28. |
4 | Бубукин А. Эфирные тайны. Новосибирск: FM-реклама, 2003. — 148 с. |
5 | Сухарева В.А. Что такое "формат"? Или искусство массовой кулинарии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. — С.70-78. |