16

 В условиях интенсификации открытых горных работ и роста парка карьерной техники вопросы эффективной эксплуатации и технического обслуживания крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена анализу причин износа шин карьерных автосамосвалов и рассмотрению метода горячей вулканизации как основного способа их восстановления. Установлено, что наибольшему риску повреждений подвержены протектор и боковины шин, а характер дефектов носит разнообразный и зачастую комбинированный характер. Метод горячей вулканизации обеспечивает восстановление механических свойств шин и существенное продление их срока службы при условии строгого соблюдения технологических регламентов. Рассмотрены ключевые этапы восстановления, включая подготовку, зачистку, нанесение ремонтных материалов, термообработку и косметический ремонт. Отмечена высокая трудоемкость процесса и необходимость его дальнейшей оптимизации, в том числе за счет автоматизации и совершенствования технологических решений. Кроме того, предложено рассматривать возможность конструктивных изменений в самих шинах и колесах с целью повышения их износостойкости. Полученные результаты могут быть полезны при разработке регламентов технического обслуживания и совершенствовании систем ремонта карьерной техники.

  • Read count 16
  • Date of publication 27-06-2025
  • Main LanguageRus
  • Pages81-90
Русский

 В условиях интенсификации открытых горных работ и роста парка карьерной техники вопросы эффективной эксплуатации и технического обслуживания крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена анализу причин износа шин карьерных автосамосвалов и рассмотрению метода горячей вулканизации как основного способа их восстановления. Установлено, что наибольшему риску повреждений подвержены протектор и боковины шин, а характер дефектов носит разнообразный и зачастую комбинированный характер. Метод горячей вулканизации обеспечивает восстановление механических свойств шин и существенное продление их срока службы при условии строгого соблюдения технологических регламентов. Рассмотрены ключевые этапы восстановления, включая подготовку, зачистку, нанесение ремонтных материалов, термообработку и косметический ремонт. Отмечена высокая трудоемкость процесса и необходимость его дальнейшей оптимизации, в том числе за счет автоматизации и совершенствования технологических решений. Кроме того, предложено рассматривать возможность конструктивных изменений в самих шинах и колесах с целью повышения их износостойкости. Полученные результаты могут быть полезны при разработке регламентов технического обслуживания и совершенствовании систем ремонта карьерной техники.

Ўзбек

 Ochiq kon ishlarining jadallashuvi va karyer texnikasi parkining o‘sishi sharoitida katta o‘lchamli va o‘ta katta o‘lchamli shinalardan samarali foydalanish va ularga texnik xizmat ko‘rsatish masalalari alohida dolzarblik kasb etmoqda. Ushbu maqola karer avtosamosvallari shinalarining yeyilish sabablarini tahlil qilishga va ularni tiklashning asosiy usuli sifatida issiq vulqonlash usulini ko‘rib chiqishga bag‘ishlangan. Shikastlanishning eng katta xavfi protektor va shina yon tomonlariga to‘g‘ri kelishi, nuqsonlarning tabiati esa turli xil va ko‘pincha kombinatsiyalangan xususiyatga ega ekanligi aniqlandi. Issiq vulqonlash usuli texnologik reglamentlarga qat’iy rioya qilgan holda shinalarning mexanik xususiyatlarini tiklash va ularning xizmat muddatini sezilarli darajada uzaytirishni ta’minlaydi. Tiklashning asosiy bosqichlari, jumladan tayyorlash, tozalash, ta’mirlash materiallarini qo‘llash, issiqlik bilan ishlov berish va kosmetik ta’mirlash ko‘rib chiqilgan. Jarayon ko‘p mehnat talab qilishi, uni yanada optimallashtirish, jumladan, texnologik yechimlarni avtomatlashtirish va takomillashtirish zarurligi ta’kidlandi. Bundan tashqari, shinalar va g‘ildiraklarning yeyilishga chidamliligini oshirish maqsadida ularning o‘zida konstruktiv o‘zgarishlarni amalga oshirish imkoniyatini ko‘rib chiqish taklif etilgan. Olingan natijalar texnik xizmat ko‘rsatish reglamentlarini ishlab chiqishda va karyer texnikasini ta’mirlash tizimlarini takomillashtirishda foydali bo‘lishi mumkin.

English

 In the context of the intensification of open-pit mining and the growth of the quarry machinery fleet, the issues of efficient use and maintenance of oversized and ultra-large tires are becoming particularly relevant. This article is devoted to the analysis of the causes of tire wear of quarry dump trucks and the consideration of the hot vulcanization method as the main method of their restoration. It was established that the greatest risk of damage falls on the sides of the tread and tire, and the nature of the defects is diverse and often combined. The hot vulcanization method, in strict accordance with technological regulations, ensures the restoration of the mechanical properties of tires and a significant increase in their service life. The main stages of restoration are considered, including preparation, cleaning, application of restoration materials, heat treatment, and cosmetic restoration. It was noted that the process is labor-intensive and requires further optimization, including the automation and improvement of technological solutions. In addition, in order to increase the wear resistance of tires and wheels, it is proposed to consider the possibility of implementing design changes in them themselves. The obtained results can be useful in the development of maintenance regulations and the improvement of quarry equipment repair systems.

Name of reference
1 1. Мухитдинов А.А., Юсупов У.Б. Оценка влияния продольного уклона карьерных дорог на ресурс крупногабаритных шин // Механика ва технология илмий журнали, Т-2023, №2 (11). С. 92-103.
2 2. Горюнов С.В. Функциональная модель прогнозирования долговечости шин карьерных автосамосвалов // Известия МГТУ «МАМИ» №2 (16), 2013, т. 1. С. 149-154.
3 3. Мухитдинов А.А., Юсупов У.Б. Оценка влияния продольного уклона карьерных дорог на ресурс крупногабаритных шин // Механика ва технология илмий журнали, Т-2023, №2 (11). С. 92-103.
4 4. Кульпин А.Г., Стенин Д.В., Кульпина Е.Е. Исследование потока отказов крупногабаритных шин карьерных автосамосвалов (Investigation of large tires failure flow of quarry dump trucks) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2017. № 6, С.162-167. DOI: 10.26730/1999-4125-2017-6-1-162-167.
5 5. Юсупов У.Б., Мухитдинов А.А. Результаты анализа маршрутов технологических дорог карьера Мурунтау НГМК. // International journal of theoretical and practical research. Year: 2022 Issue: 12 Volume: 2. P. 9-17.
6 6. Топалиди В.А., Юсупов У.Б. Износостойкость шин специализированного автотранспорта в карьерных условиях. Т.: Издательство «Avtomsan», 2021. 134 с.
7 7. Юсупов У.Б., Мухитдинов А.А. Разработка методики прогнозирования ресурса шин специализированного автотранспорта в карьерных условиях. Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. Монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2023. С. 168-191.
8 8. Ефимов В.И., Кротиков О.В. Оценка эффективности эксплуатации крупногабаритных шин на угольных разрезах ОАО «ХК «СДС-Уголь» // Известия ТулГУ. Науки о Земле. 2013. Вып. 2. С. 112-117.
9 9. Руководство по эксплуатации карьерных и индустриальных шин радиальной и диагональной конструкции. Белшина-2024. 49 с (https://www.belshina.by/cn/about-company/dlya-potrebitelya).
10 10. Комбинированный ремонт КГШ пластырями SB и S. Данные с сайта Rossvik (https://rossvik.ru/technological-maps/kombinirovannyy-remont-kgsh-plastyryami-sb-i-s/).
11 11. Технологическая инструкция по ремонту шин карьерной и внедорожной техники методом горячей вулканизации ООО «Термопресс».
12 12. Как устроена шина. Данные с сайта Rossvik (https://rosava.com/ru/useful_tips/yak-vlashtovana-avtomobilna-shina).
13 13. Данные с сайта компании ExpaTech (http://www.expt.ru/f2.htm).
14 14. Щадов И.М., Конюхов В.Ю., Чемезов А.В., Беляевская Т.С. Эффективность восстановления крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях // Вестник ИрГТУ №8 (103). 2015. С. 220-227.
15 15. Юрий Воронков. Ремонт крупногабаритных шин. Данные с сайта dprom.online (https://dprom.online/unsolution/remont-krupnogabaritnyh-shin/).
16 16. Скорняков Э.С., Кваша Э.Н., Хоменя А.А., Бойков В.П. Эксплуатация и ремонт крупногабаритных шин. – М.: Химия, 191. С. 128.
17 17. Ремонт КГШ веерным пластырем TRS с заворотом через бортовое кольцо. Данные с сайта Rossvik (https://rossvik.ru/technological-maps/remont-kgsh-veernym-plastyrem-trs-s-zavorotom-cherez-bortovoe-koltso/).
18 18. Данные с сайта Дзен (https://dzen.ru/a/YQlP8FEL-mJ4poWZ).
19 19. Данные с порталов Glots.uz и Stroyka.uz.
20 20. Кучумова А. И снова о крупных шинах: нудо уметь крутиться. Данные с сайта dprom.online (https://dprom.online/unsolution/i-snova-o-krupnogabaritnyh-shinah-nado-umet-krutitsya/).
21 21. Кучумова А. Совершенно здоровые шины // «Добывающая промышленность» №4 (16). 2019 (https://dprom.online/mtindustry/sovershenno-zdorovye-shiny/).
Waiting