15

В статье представлен анализ форм и способов вербальной презентации структуры знаний «performing arts / зрелищные виды искусств» в пространстве художественного произведения, повести Дж. Д. Сэлинджера “Zooey”. Структура знаний является одной из форм репрезентации и концептуализации информации в сознании человека. Масштаб структуры знаний зачастую превосходит масштаб понятия или концепта. Пространством реализации подобной структуры может быть текст, в т.ч. и художественный, или даже интертекстуальное пространство. В отличие от традиционного анализа форм вербального выражения концепта на лексическом или фразеологическом уровне, в статье проводится компонентный и контекстуальный анализ не только вербальных форм реализации структуры знаний, но также и имплицитного содержания. Особое внимание уделяется выделению и детальному описанию субкатегорий исследуемой структуры знаний, соотнесению их объемов, определению ядерных и периферийных составляющих. В структуре знаний выделяются материальные символы и атрибуты, лица, действия и процессы, а также маркированная лексика и профессиональный жаргон. Соотнесение плана содержания текста с реализованной в его пространстве масштабной структурой знаний приводит к выводу об их взаимосвязи и обосновывает их комплементарное изучение.

  • Read count 15
  • Date of publication 20-06-2021
  • Main LanguageRus
  • Pages65-76
Русский

В статье представлен анализ форм и способов вербальной презентации структуры знаний «performing arts / зрелищные виды искусств» в пространстве художественного произведения, повести Дж. Д. Сэлинджера “Zooey”. Структура знаний является одной из форм репрезентации и концептуализации информации в сознании человека. Масштаб структуры знаний зачастую превосходит масштаб понятия или концепта. Пространством реализации подобной структуры может быть текст, в т.ч. и художественный, или даже интертекстуальное пространство. В отличие от традиционного анализа форм вербального выражения концепта на лексическом или фразеологическом уровне, в статье проводится компонентный и контекстуальный анализ не только вербальных форм реализации структуры знаний, но также и имплицитного содержания. Особое внимание уделяется выделению и детальному описанию субкатегорий исследуемой структуры знаний, соотнесению их объемов, определению ядерных и периферийных составляющих. В структуре знаний выделяются материальные символы и атрибуты, лица, действия и процессы, а также маркированная лексика и профессиональный жаргон. Соотнесение плана содержания текста с реализованной в его пространстве масштабной структурой знаний приводит к выводу об их взаимосвязи и обосновывает их комплементарное изучение.

Ўзбек

Мақола Ж. Д. Сэлинжер бадиий асарлари, қиссаларида “performing arts / ижро санъати” билим таркибининг вербал ифода усуллари ва таҳлил шаклларига бағишланган. Билим таркиби ахборотни инсон онгида концептуаллаштириш ва намойиш этиш шаклларидан бири саналади. Билим таркиби кўпгина ҳолларда концепт ёки тушунча кўламига нисбатан кенг қамровли ҳисобланади. Бу каби таркибни амалга оширишда бадиий ёки интертекстуал макон матни муҳим аҳамият касб этади. Мазкур мақолада концептни лексик ва фразеологик сатҳдаги анъанавий таҳлилидан фарқли ўлароқ, нафақат билим таркибини вербал шакллари намойиши, балки мазмун имплицит таркибини компонент ва контекстуал таҳлили амалга оширилган. Шунингдек, тадқиқ этилаётган билим таркибининг субкатегорияларини батафсил тавсифини белгилашга, ядро ва периферик компонентларни аниқлашга алоҳида эътибор қаратилган. Билим таркибида моддий белги ва атрибутлар, шахс, ҳаракат ва жараён, шунингдек, касбга оид жаргон ҳамда махсус маркерланган сўзлар ажратиб кўрсатилди. Матн мазмунининг билим таркиби доирасидаги таҳлил уларни боғлиқ равишда ўрганиш зарурлиги борасидаги хулосага олиб келди.

English

The article presents the analysis of the forms and methods of verbal presentation of the structure of knowledge «performing arts» in the context of a literary text, «Zooey» by J.D. Salinger. The structure of knowledge is one of the forms of representation and conceptualization of information in the human mind. The scale of the knowledge structure often exceeds the scope of the concept. The space for implementing such a structure can be a text, including a literary one, or even an intertextual space. In contrast to the traditional analysis of the forms of verbal expression of the concept at the lexical or phraseological level, the article provides a component and contextual analysis of the verbal forms of realization of the knowledge structure, as well as the implicit content. Special attention is paid to the identification and detailed description of the sub-categories of the studied structure of knowledge, the correlation of their volumes, the definition of nuclear and peripheral components. In the structure of knowledge, material symbols and attributes, persons, actions and processes, as well as marked vocabulary and professional jargon are distinguished. The correlation of the content plan of the text with the large-scale structure of knowledge implemented in its space leads to the conclusion on their interrelation and justifies their complementary study.

Author name position Name of organisation
1 Muzafarova L.U. катта ўқитувчи, мустақил изланувчи (PhD) Инглиз тили назарияси ва амалиёти кафедраси Самарқанд давлат чет тиллар институти
Name of reference
1 Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. — 103 с.
2 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Изд. 4-е, испр. и доп. — Тамбов: Изд. дом ТГУ, 2014. — 236 с.
3 Головня В.В. История античного театра. — М.: Искусство, 1972. — 399 с. Режим доступа http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/golovnyaantichnyj-teatr/iv-postanovochnaya-tehnika.htm
4 Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. — 574 с
5 Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 c.
6 Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. — Москва: АСТ Восток — Запад, 2009. — 314 с.
7 Электронный словарь ABBYY Linguo
8 Bailey R.W. and Robinson J.L. Varieties of Present-Day English, New York, Macmillan, 2010. — 461 р.
9 Cambridge Academic Content Dictionary. Cambridge University Press, 2021. Режим доступа https://dictionary.cambridge.org/
10 Geeraerts Dirk (Ed.) Cognitive Linguistics: Basic Readings Berlin: Mouton de Gruyter, 2006. — 485 p.
11 Lakoff G. Cornitive vs. Generative Linguistics: How Commitments Influence Results // in Language & Communication, Vol. 11, No 1/2, 1991. pp. 53–63.
12 Taylor John R. Linguistic Categorization: Prototypes in Linguistic Theory. 2nd Edition. — Oxford University Press, 1995. — 312 p.
13 The New Prestige Dictionary of Slang and Inconvenient English by Tom Darell, Terry Victor. Rutledge, 2015. — 864 p.
Waiting