19

Мақолада филология факультетларининг миллий гуруҳлари талабаларига рус тилининг қиёсий конструкцияларини ўргатиш мақсад ва мазмуни масаласи кўриб чиқилди. Нутқда қиёслаш конструкцияларидан фойдаланиш кўникмаларини эгаллаш нафақат коммуникатив компетентликни ривожлантириш йўлидаги қадам сифатида, балки ўқувчиларнинг фикрлаш қобилиятини ривожлантириш воситаси сифатида ҳам тавсифланди. Бу омил гуруҳда ўқиш ва ёзиш орқали танқидий фикрлашни ривожлантириш технологияси методларидан кенг фойдаланиш имконини беради. Бундан ташқари, муаллиф қиёсий дизайнларни ўрганишга бағишланган дарсда график органайзерлардан фойдаланиш маҳсулдорлигини қайд этади. Мақола муаллифи миллий гуруҳлар талабаларининг нутқини қиёсий конструксиялар билан бойитишга қаратилган иш жараёнида ҳам шаклий, ҳам грамматик хусусиятларга, ҳам мазмун компонентига эътибор қаратиш муҳим деб ҳисоблайди. Муаллифнинг таққослашларидан ташқари, талабалар рус тилининг барқарор таққослашлари билан ишлашлари фойдалидир, чунки улар биринчидан, нутқда тайёр шаклда қайта ишлаб чиқилган, иккинчидан, уларнинг таркибида маданий компонент бор, учинчидан, улар услубий жиҳатдан маркировкаланган. тематик принцип бўйича гуруҳланган мавжуд луғатлар миллий филология гуруҳлари ўқувчиларининг нутқини барқарор таққослашлар билан бойитиш бўйича мунтазам ишларни амалга ошириш учун асос бўлиши мумкин.

  • Read count 19
  • Date of publication 20-06-2021
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages153-166
Русский

В статье рассматривается вопрос о целях и содержании обучения студентов национальных групп филологических факультетов сравнительным конструкциям русского языка. Приобретение навыков использования сравнительных конструкций в речи предстает не только как шаг к развитию коммуникативной компетенции, но и как средство развития мыслительных способностей учащихся. Этот фактор позволяет широко использовать на занятиях приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Кроме того, автором отмечается продуктивность использования графических органайзеров на занятии, посвященном изучению сравнительных конструкций. Автор статьи считает важным в процессе работы, направленной на обогащение речи учащихся национальных групп сравнительными конструкциями, уделять внимание как формально-грамматическим особенностям, так и содержательной составляющей. Помимо авторских сравнений, студентам полезно работать с устойчивыми сравнениями русского языка, поскольку они, во-первых, воспроизводятся в речи в готовом виде, во-вторых, имеют в своем составе культурный компонент, в-третьих, являются стилистически маркированными. Существующие словари, в которых устойчивые сравнения сгруппированы по тематическому принципу, могут стать основой для построения систематической работы по обогащению речи учащихся национальных групп филологического профиля устойчивыми сравнениями.

Ўзбек

Мақолада филология факультетларининг миллий гуруҳлари талабаларига рус тилининг қиёсий конструкцияларини ўргатиш мақсад ва мазмуни масаласи кўриб чиқилди. Нутқда қиёслаш конструкцияларидан фойдаланиш кўникмаларини эгаллаш нафақат коммуникатив компетентликни ривожлантириш йўлидаги қадам сифатида, балки ўқувчиларнинг фикрлаш қобилиятини ривожлантириш воситаси сифатида ҳам тавсифланди. Бу омил гуруҳда ўқиш ва ёзиш орқали танқидий фикрлашни ривожлантириш технологияси методларидан кенг фойдаланиш имконини беради. Бундан ташқари, муаллиф қиёсий дизайнларни ўрганишга бағишланган дарсда график органайзерлардан фойдаланиш маҳсулдорлигини қайд этади. Мақола муаллифи миллий гуруҳлар талабаларининг нутқини қиёсий конструксиялар билан бойитишга қаратилган иш жараёнида ҳам шаклий, ҳам грамматик хусусиятларга, ҳам мазмун компонентига эътибор қаратиш муҳим деб ҳисоблайди. Муаллифнинг таққослашларидан ташқари, талабалар рус тилининг барқарор таққослашлари билан ишлашлари фойдалидир, чунки улар биринчидан, нутқда тайёр шаклда қайта ишлаб чиқилган, иккинчидан, уларнинг таркибида маданий компонент бор, учинчидан, улар услубий жиҳатдан маркировкаланган. тематик принцип бўйича гуруҳланган мавжуд луғатлар миллий филология гуруҳлари ўқувчиларининг нутқини барқарор таққослашлар билан бойитиш бўйича мунтазам ишларни амалга ошириш учун асос бўлиши мумкин.

English

The article deals with the goal and content of teaching students of national groups of philological faculties the comparative constructions of the Russian language. The acquisition of skills in using comparative constructions in speech appears not only as a step towards the development of communicative competence but also as a means of developing students' thinking abilities. This factor makes it possible to use technology techniques widely to develop critical thinking through reading and writing in the classroom. In addition, the author notes the productivity of using graphic organizers in a lesson devoted to the study of comparative structures. The author highlights the importance of the formal grammatical features and the content component in work to enrich the speech of students of national groups with comparative constructions. She considers that it is useful for students to work with stable comparisons of the Russian language. Firstly, they are reproduced in a speech in finished form. Secondly, they have a cultural component in their composition, and thirdly, they are stylistically marked. Existing dictionaries, in which stable comparisons are grouped according to thematic principle, may serve as the basis for building a systematic work to enrich students' speech of national groups of the philological profile with stable comparisons. Key words: comparison, comparative construction, stable comparison, imagery, evaluativeness, cultural component.

Name of reference
1 Аникин Е.Е. Стратегия сопоставления в российской и американской рекламе. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Тюмень, 2008. — 22 с.
2 Баянова А.Т. Категория сравнения и способы ее выражения в фольклорном тексте: лингвокультурологический аспект (на примере калмыцких сказок в записи Г. Й. Рамстедта) // Oriental Studies. — 2019. —12(1). — С. 123–133.
3 Блинова Ю.А. Прецедентные имена собственные в немецком газетном дискурсе. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Самара, 2007. — 23 с.
4 Болгарова Р.М., Сафонова С.С. Сравнение в русском и татарском языках: семантико-функциональный и сопоставительный аспекты. Казань: Отечество, 2015. — 136 с.
5 Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Методология научного творчества Учебное пособие. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1501/2_3.htm (обр.: 2.06.2021)
6 Гор В.П. Динамика образа личности в ментальном пространстве говорящего (на материале грамматических конструкций со значением сравнений в английском языке). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — СПб, 2009. — 23 с.
7 Дзюбко Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнений на уроках русского языка. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Рязань, 2006. — 25 с.
8 Замалетдинова Р.Р., Болгарова Р.М., Исламова Э.А. Специфика перевода сравнительных конструкций в художественных произведениях // Филология и культура. — 2014. — № 4 (38). — С. 91– 94.
9 Ильясова Л.И. Устойчивые сравнения с колоративным компонентом в английском и русском языках. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Казань, 2009. — 21 с.
10 Крылова М.Н. И это все сравнение: разнообразие структурных типов. —Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.den-zadnem.ru/page.php?article=1248 (6.06.2021)
11 Крылова М.Н. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И. А. Бунина и С. А. Есенина. Дисс. … канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — 213 с.
12 Лебедева Л.А. Устойчивые сравнения русского языка. Тематический словарь. — М.: Флинта, 2017. — 283 с.
13 Лолаева И.Г. Изучение сравнительных конструкций как средство развития русской речи учащихся осетинской национальной школы. Дисс. … канд. пед. наук. — Владикавказ, 2002. — 178 с.
14 Мурзина Н.Ю. Функционально-тематическое поле сравнения в языке прессы Республики Татарстан. — Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Казань, 2010. — 17 с.
15 Огольцева Е.В. Некоторые продуктивные способы трансформации компаративных фразеологизмов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2021. — №2. — С.51–67.
16 Степанова А.В. Интертекстуальная природа образа и образности: на материале образных сравнительных конструкций английской и американской литературы 19 и 20 вв. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Самара, 2006. — 21 с.
17 Трегубчак А.В. Семантика сравнения и способы ее выражения. — Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — М., 2008. — 22 с.
18 Юдина Ю.И. Модели образов сравнений в языке русской художественной литературы конца XX — начала XXI вв. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2012. — 21 с.
Waiting