Статья посвящена изучению проблемных аспектов методологии анализа жанра роман воспитания. Жанр романа воспитания в его классическом проявлении — это история о поэтапном физиологическом развитии и психологическом формировании сознания персонажа мужчины или женщины, начиная с раннего детства и заканчивая зрелостью или же периодом, когда персонаж находит своё место в обществе. События, препятствия и окружение оказывают воспитывающее воздействие на процесс становления личности главного литературного персонажа. Для классической разновидности жанра романа характерно выполнение положительной программы героя. Материалами исследования статьи служат литературоведческие словари и энциклопедии, ряд трудов литературных критиков, а также ряд художественных произведений. Цель работы — выявить основные литературные явления, связанные с методологией анализа жанра. В ходе работы были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы: многозначность и неопределённость термина; художественный метод писателя; тип романа по гендерной принадлежности героя; национальное своеобразие жанра; определение границ жанра; методологические подходы разных литературоведческих школ. В статье также приводится классификация английского романа воспитания, которая включает следующие разновидности романа: 1) ранние/просветительские романы воспитания; 2) классические романы воспитания; 3) философские романы воспитания (philosophical bildungsroman); 4) двойной роман воспитания (double Bildungsroman); 5) исторический роман воспитания; 6) роман карьеры; 7) феминный роман воспитания; 8) романы о художнике (тема творческого развития); 9) роман воспитания «шиворот- навыворот», или антироман воспитания; 10) роман о воспитании чувств.
Статья посвящена изучению проблемных аспектов методологии анализа жанра роман воспитания. Жанр романа воспитания в его классическом проявлении — это история о поэтапном физиологическом развитии и психологическом формировании сознания персонажа мужчины или женщины, начиная с раннего детства и заканчивая зрелостью или же периодом, когда персонаж находит своё место в обществе. События, препятствия и окружение оказывают воспитывающее воздействие на процесс становления личности главного литературного персонажа. Для классической разновидности жанра романа характерно выполнение положительной программы героя. Материалами исследования статьи служат литературоведческие словари и энциклопедии, ряд трудов литературных критиков, а также ряд художественных произведений. Цель работы — выявить основные литературные явления, связанные с методологией анализа жанра. В ходе работы были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы: многозначность и неопределённость термина; художественный метод писателя; тип романа по гендерной принадлежности героя; национальное своеобразие жанра; определение границ жанра; методологические подходы разных литературоведческих школ. В статье также приводится классификация английского романа воспитания, которая включает следующие разновидности романа: 1) ранние/просветительские романы воспитания; 2) классические романы воспитания; 3) философские романы воспитания (philosophical bildungsroman); 4) двойной роман воспитания (double Bildungsroman); 5) исторический роман воспитания; 6) роман карьеры; 7) феминный роман воспитания; 8) романы о художнике (тема творческого развития); 9) роман воспитания «шиворот- навыворот», или антироман воспитания; 10) роман о воспитании чувств.
Ушбу мақола тарбия роман жанри таҳлил қилиш методологиясининг муаммоли томонларини ўрганишга бағишланган. Тарбия романи — болаликдан етукликка қадар бош қаҳрамоннинг босқичма-босқич маънавий-ахлоқий шаклланишининг бадиий инъикоси. Зиддиятлар, тарихий шароит ва муҳит қаҳрамоннинг маънан камол топишига жиддий таъсир кўрсатади. Шахс камолоти концепцияси хусусида ёзувчи эстетик қарашларини ифодалаган турли жанрларнинг пайдо бўлиши ушбу жанрнинг тараққиётидан дарак беради. Тадқиқот материалларини адабий луғатлар ва энциклопедиялар, адабиётшунос олимларнинг бир қатор асарлари, шунингдек, бадиий асарлар ташкил этади. Ишнинг мақсади — тарбия роман жанри таҳлил методологияси билан боғлиқ бўлган асосий адабий ҳодисаларни аниқлаш. Иш жараёнида қуйидаги масалалар кўриб чиқилди ва таҳлил қилинди: атамларнинг ноаниқлиги; ёзувчининг бадиий усули; романларнинг гендер бўйича тури; жанрнинг миллий ўзига хослиги; жанр чегараларини аниқлаш; турли адабий мактабларнинг услубий ёндашувлари. Мақолада, шунингдек, инглиз тилидаги тарбия романнинг таснифи келтирилган: 1) тарбия романининг илк маърифатпарварлик романлари; 2) мумтоз тарбия романлари; 3) фалсафий тарбия романлари (philosophical bildungsroman); 4) параллел тарбия романлари (double Bildungsroman); 5) тарихий тарбия романлари; 6) карьера романи; 7) феминистик-тарбия романи; 8) ижодкорлар ҳақидаги романлар (ижодий онг шаклланиши); 9) “телбатескари” тарбия романи ёхуд “антитарбия” романи; 10) туйғулар тарбия романи.
The article deals with problematic aspects of the methodology of the genre Bildungsroman. The genre Bildungsroman or coming-of-age novel, is a classic story about the phased physiological development and psychological formation of the consciousness of a man or woman character from early childhood to maturity or the period when the character finds his niche in society. Events, obstacles and overall environment significantly affect the formation and education of the main literary character. The hero of the classic type of this genre fulfills a positive program of development. The research materials are literary dictionaries and encyclopedias, a number of works by literary critics, as well as works of fiction. The purpose of the work is to identify the main literary problems associated with the methodology of analysis. The article goes deep inside the following aspects of methodology of literary analysis: ambiguity of the term; artistic method of the writer; type of hero by gender; national originality of the genre; defining the boundaries of the genre; methodological approaches of various literary schools. The article also provides a classification of the English type of coming-of-age novel, which includes the followings: 1) early Enlightenment coming-of-age novels; 2) classic coming-of-age novels novels; 3) philosophical coming-of-age novels (philosophical bildungsroman); 4) double Bildungsroman; 5) the historical coming-of-age novels; 6) career novels; 7) a feminine parenting romance; 8) novels about the artist (the theme of creative development); 9) a "topsy-turvy" coming-of-age novels or anti-coming-of-age novels; 10) coming-of-age novels about the emotional development.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | MAKHMUDOVA N.A. | PhD, в.б. доцент Лингвистика ва инглиз адабиёти кафедраси | Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Английская литература от XIX века к XX, от XX к XXI. Проблема взаимодействия литературных эпох: [сборник статей] / Учреждение Рос. акад. наук Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [отв. ред.: А. П. Саруханян, М. И. Свердлов]. — Москва: ИМЛИ РАН, 2009. — 566 с. |
2 | Бахтин M. M. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930— 1961 гг.). — М.: Языки славянских культур, 2012. — 880 с. |
3 | Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 504 с. |
4 | Бахтин М. Эпос и роман / М.Бахтин // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 447 – 483. |
5 | Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ М. Бахтин; сост. С. Бочаров. — М.: Искусство, 1986. — 445 с. |
6 | Борисеева Е. А. Роман инициации: проблема жанровой атрибуции.// Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — Мінск: БДУ. —2014. — № 1. — С. 20-23 |
7 | Влодавская И. А. Поэтика английского романа воспитания начала ХХ века: Типология жанра. — Киев: Вища школа, 1983. —184 с. |
8 | Елистратова, А.А. Английский роман эпохи Просвещения. — М. : Наука, 1966. — 471 с. |
9 | История западноевропейской литературы. XIX век: Англия. Сидорченко Л.В., Бурова И.И., Аствацатуров А.А. и др. — М.: Академия, 2004. — 546 с. |
10 | Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. — 73 с. |
11 | Литературный энциклопедический словарь/Под общ.ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 751 с |
12 | Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — 3-е изд. — М.: Наука, 1979. — 360 с. |
13 | Маслова Т.Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850-х годов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03. — СанктПетербург, 2002. — 153 с. |
14 | Мелетинский Е. М. — Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 406 с. |
15 | Осипова Н. «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса и «Пенденнис» У. Теккерея - два варианта воспитательного романа. Автореф. канд. филол. наук. — М., 2001. — 24 с. |
16 | Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIIIXX веков. Генезис и эволюция. Автореферат диссертации. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005. — 32 с. |
17 | Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — 416 с. |
18 | Сапожникова Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. — 2012. — № 2. — С. 54-56. |
19 | Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. —Т.2. — Роды и жанры. — М.: Наука, 1964. — 487 с. |
20 | Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. /Под ред. Н. Д.Тамарченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с. |
21 | Тюпа В.И. Анализ художественного текста. — М.: Академия, 2009. — 336 с. |
22 | Храмцова Ю. С. Автобиография как жанр: автобиографический элемент в мультикультурной литературе Германии (на примере рассказов В. Каминера) / Ю. С. Храмцова // Дергачевские чтения - 2008/2. — С. 385–390 |
23 | Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — 4-е изд. — М.: Худож. лит., 1977. — 446 с.; |
24 | Шалимова Н. С. Роман Дж. Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" как роман-инициация.// Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 4 (34): в 3-х ч. Ч. III. — C. 202–205. |
25 | Шеффер Ж. М. Что такое литературный жанр? Пер. с фр. / Послесл. С. Н. Зенкина. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 192 с. |
26 | A companion to the Victorian novel. Еd. by Patrick Brantlinger and William B. Thesing. — Oxford, UK: Blackwell Publishing, 2002. — 526 р. |
27 | Encyclopеdia Britannica online. Режим доступа URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/65244/ Bildungsromanе [дата обращения: 23.10.2018]. |
28 | Golban P. The Victorian Bildungsroman. Turkey: Dumlupэnar Ьniversitesi yayэnlarэ, 2003. — 268 р. |
29 | Habib M. A. R. Мodern literary criticism and theory. — John Wiley & Sons, 2008. — 838 p. |
30 | The transit from a Bildungsroman novel to a Künstlerroman one [Эл. ресурс] / Режим доступа: https://medium.com/growing-with-dedalus/aportrait-of-the-artist-as-a-young-man-be4f4aad9135 |
31 | Iversen A.T. Change аnd Continuity: The Bildungsroman in English. Dsc. Thesis. University of Tromsо. 2009. — 397 p. [Эл. ресурс] / Режим доступа: https://munin.uit.no/bitstream/handle/10037/2486/thesis.pdf?sequence=1 |
32 | Jeffers Th. L. Apprenticeships. The Bildungsroman from Goethe to Santayana. — New York: Palgrave MacMillan, 2016. — 257 p. |
33 | Kern C. The Realisation of Jane Eyre as a Bildungsroman. //Language Arts & Disciplines, 2007. — 40 p. |
34 | Pykett L. «Portraits of the artist as a young woman: representations of the female artist in the New Woman fiction of the 1890s»/ in N. D.Thompson (ed.) Victorian Women Writers and the Woman Question, Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 274 р. |
35 | The Voyage in: fictions of female development. Ed. by Abel E., Hirsch M., Langland E. — Hanover, NH: Published for Dartmouth College by University Press of New England, 1983. — 366 p. |
36 | Wojcik-Andrews I. Margaret Drabbles Female Bildungsromanе. Theory, Genre, and Gender. — New York, US: Peter Lang Pub Incorporated, 1995. 224 p. |
37 | Zlotnick S.Women, Writing, and the Industrial Revolution JHU Press, 2001. — 336 р. |