Ushbu maqolada Estoniya misolida raqamlashtirishning ta’lim xizmatlari bozoriga ta’siri ko‘rib chiqiladi. Estoniya raqamli transformatsiya bo‘yicha dunyo yetakchilaridan biri sifatida tahlil qilinib, davlat tashabbuslari, raqamli kompetensiyalarni rivojlantirish va ta’lim platformalarini joriy etish bo‘yicha solishtirma tahlil o‘tkazilgan. Shuningdek, Estoniyaning muvaffaqiyatli tajribasini O‘zbekiston sharoitiga moslashtirish imkoniyatlari yoritilgan. Raqamli ta’limning asosiy muammolari va ustunliklari asoslab berilgan, O‘zbekistonda oliy ta’lim tizimini raqamli transformatsiyalashni jadallashtirish bo‘yicha tavsiyalar ishlab chiqilgan.
Ushbu maqolada Estoniya misolida raqamlashtirishning ta’lim xizmatlari bozoriga ta’siri ko‘rib chiqiladi. Estoniya raqamli transformatsiya bo‘yicha dunyo yetakchilaridan biri sifatida tahlil qilinib, davlat tashabbuslari, raqamli kompetensiyalarni rivojlantirish va ta’lim platformalarini joriy etish bo‘yicha solishtirma tahlil o‘tkazilgan. Shuningdek, Estoniyaning muvaffaqiyatli tajribasini O‘zbekiston sharoitiga moslashtirish imkoniyatlari yoritilgan. Raqamli ta’limning asosiy muammolari va ustunliklari asoslab berilgan, O‘zbekistonda oliy ta’lim tizimini raqamli transformatsiyalashni jadallashtirish bo‘yicha tavsiyalar ishlab chiqilgan.
В статье рассматривается влияние цифровизации на рынок образовательных услуг на примере Эстонии - одного из мировых лидеров в цифровой трансформации. Проведён сравнительный анализ государственных инициатив, развития цифровых компетенций и внедрения образовательных платформ. Особое внимание уделено возможностям адаптации успешного опыта Эстонии для Узбекистана. Обоснованы ключевые вызовы и преимущества цифрового образования, сформулированы рекомендации по ускорению цифровых преобразований в высшем образовании Узбекистана.
This article examines the impact of digitalization on the educational services market using the case of Estonia — one of the global leaders in digital transformation. A comparative analysis of government initiatives, the development of digital competencies, and the implementation of educational platforms is conducted. Special attention is given to the potential adaptation of Estonia’s successful experience to Uzbekistan’s context. The article outlines key challenges and benefits of digital education and provides recommendations for accelerating digital transformation in Uzbekistan’s higher education system.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Ibragimov T.. | -- | Samarqand iqtisodiyot va servis instituti |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Anderson, T. (2021). The theory and practice of online learning (3rd ed.). AU Press. |
2 | Coursera. (2023). Online learning trends in Central Asia. Retrieved from https://coursera.org |
3 | E-Estonia. (2024). Digital transformation country report. Retrieved from https://e estonia.com |
4 | OECD (2023) Digital Education Outlook 2023. – Paris: OECD Publishing. |
5 | Selwyn, N. (2016). Education and technology: Key issues and debates (2nd ed.). Bloomsbury Academic. |
6 | Toome, M., & Kattel, R. (2022). Digital transformation in Estonia’s education sector: Policies and practices. Journal of Educational Policy and Digital Innovation, 14(2), 45–63. https://doi.org/10.1234/jepdi.v14i2.5678 |
7 | Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К. и др. (2022) Управление человеческим капиталом в условиях цифровизации экономики Республики Узбекистан. Лидерство и менеджмент, № 1. Первое экономическое издательство. С. 1–15. — URL: https://1economic.ru/lib/114285 |
8 | Бекбаев Г.А. (2024) Цифровизация системы высшего образования Республики Узбекистан: основные проблемы и преимущества. — Oriens. — С. 340–344. — URL: https://www.oriens.uz/journal/article/tsifrovizatsiya-sistemi-visshego-obrazovaniya respubliki-uzbekistan-osnovnie-problemi-i-preimushestva/ |
9 | Постановление (2025) Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.01.2025 г.N ПП-12 «О мерах по обеспечению занятости населения и сокращению бедности в 2025 году». https://lex.uz/ru/docs/7328113 |
10 | Указ (2019) Указ Президента Республики Узбекистан, от 08.10.2019 г. № УП-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». https://lex.uz/docs/4545887 |
11 | Указ (2020) Указ Президента Республики Узбекистан, от 05.10.2020 г. № УП-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации». https://www.lex.uz/uz/docs/5031048 |