Статья рассматривает перспективы внедрения искусственного интеллекта в судебную систему Узбекистана, включая анализ международного опыта (США, ЕС, Германия, Китай, Сингапур, Канада, Эстония) и национальных правовых инициатив. Подчеркиваются возможности и риски использования алгоритмов ИИ в правосудии, включая вопросы этики, транспарентности и ответственности. Представлены предложения по нормативному регулированию и институциональному внедрению ИИ в судопроизводство с учетом особенностей узбекской правовой системы
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Usmanov L.K. | Ведущий консультант | Административного суда Самаркандской области |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | 1.CEPEJ (2018). European Ethical Charter on the Use of Artificial Intelligence in Judicial Systems. Council of Europe.2.Angwin, J., Larson, J., Mattu, S., & Kirchner, L. (2016). Machine Bias: ProPublica Investigation. ProPublica.3.Постановление Президента Республики Узбекистан NoПП-358 от 14.10.2024 г. «О Стратегии развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года».4.Zhou, Z. (2022). Smart Courts in China: Achievements and Challenges. ScienceDirect.5.Tan, K.H. (2023). AI and Judicial Transformation in Singapore. Thomson Reuters Insights.6.UzDaily.uz (2025). Электронная система E-Sud: результаты и перспективы.7.Конституция Республики Узбекистан, редакция 2023 года.8.Закон Республики Узбекистан «О персональных данных», 2019 г.9.Проект Закона Республики Узбекистан «О регулировании отношений в сфере искусственного интеллекта», 2025 г.10.Закон Республики Узбекистан «Об электронных документах», 2021 г.11.Norton Rose Fulbright (2022). AI and the Judiciary: Legal Barriers and Ethical Guidelines.12.FJA Canada (2021). Ethical Principles for the Use of AI in the Canadian Judiciary.13.UNESCO (2022). Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence.14.Судебный портал Республики Узбекистан: https://my.sud.uz/ |