Мақолада ХХ асрнинг бошида орнаментал прозанинг монологик матнида оғзаки диалог нутқий шакллари функционал-семантик потенциалининг комплекс таҳлили натижалари тақдим этилган. Орнаментализмнинг энг ёрқин намоёндалари А. Белый, К. Федин, В. Набоков, Ю. Тыняновларнинг бадиий асарлари материалида оғзаки диалог нутқий шаклларининг комплекс таҳлили бадиий орнаментал асарнинг горизонтал (нутқий занжирнинг синтагматикаси) ва вертикал (бутун матн даражасида) кесимида синтаксиснинг субъект-экспрессив шаклидаги функция ва семантика модификациясини намоён этди. Бошқа шахсга ёки оламга йўналтирилган ушбу шакллар монологик субъектив ҳикоя қилиб беришда қўлланилиб орнаментал прозага ўзига хос бўлган контекст таъсири ва муайян коммуникатив шароитлар туфайли ўзларининг семантика ва функциясини ўзгартиради. Қабул қилиб олувчининг ноодатий характери, субъект ва объект ўртасидаги муносабатларнинг мураккаблашуви, Орнаменталсубъектив ҳикоя қилиб бериш учун ўзига хос бўлган контекст оғзаки диалогнинг нутқий шакллари функционал статусини мураккаблашишига олиб келди. Орнаментал прозада оғзаки диалог нутқий шаклларини қўллашнинг таҳлили уни шеърий нутққа ўхшашлигини, шунингдек, юқорида келтирилган муаллифларга мос бўлган шеърий услублари кайд этилган субъект-экспрессив шаклларни семантик-функционал ўзига хос хусусиятларини аниқлашга имконият яратди.
В статье представлены результаты комплексного анализа функционально-семантического потенциала речевых форм устного диалога в монологическом тексте орнаментальной прозы первой трети ХХ века. Комплексный анализ речевых форм устного диалога на материале художественных произведений самых ярких представителей орнаментализма: А. Белого, К. Федина, В. Набокова, Ю. Тынянова — показал модификацию функций и семантики данных субъектно-экспрессивных форм синтаксиса на горизонтальном (в синтагматике речевой цепи) и вертикальном (на уровне целого текста) срезах художественного орнаментального произведения. Делается вывод, что эти формы, направленные к другому лицу или предметному миру, будучи употребленными в монологическом субъективном повествовании, изменяют свою семантику и функции под влиянием специфического для орнаментальной прозы контекста и определенных коммуникативных условий. Необычный характер адресата, усложненные отношения между субъектом и объектом, а также специфический для орнаментальносубъективного повествования контекст определили усложнение функционального статуса речевых форм устного диалога. Проведенный анализ использования речевых форм устного диалога в орнаментальной прозе позволил выявить схожие со стихотворной речью, а также специфичные для поэтического стиля названных авторов семантико-функциональные особенности названных субъектно-экспрессивных форм
Мақолада ХХ асрнинг бошида орнаментал прозанинг монологик матнида оғзаки диалог нутқий шакллари функционал-семантик потенциалининг комплекс таҳлили натижалари тақдим этилган. Орнаментализмнинг энг ёрқин намоёндалари А. Белый, К. Федин, В. Набоков, Ю. Тыняновларнинг бадиий асарлари материалида оғзаки диалог нутқий шаклларининг комплекс таҳлили бадиий орнаментал асарнинг горизонтал (нутқий занжирнинг синтагматикаси) ва вертикал (бутун матн даражасида) кесимида синтаксиснинг субъект-экспрессив шаклидаги функция ва семантика модификациясини намоён этди. Бошқа шахсга ёки оламга йўналтирилган ушбу шакллар монологик субъектив ҳикоя қилиб беришда қўлланилиб орнаментал прозага ўзига хос бўлган контекст таъсири ва муайян коммуникатив шароитлар туфайли ўзларининг семантика ва функциясини ўзгартиради. Қабул қилиб олувчининг ноодатий характери, субъект ва объект ўртасидаги муносабатларнинг мураккаблашуви, Орнаменталсубъектив ҳикоя қилиб бериш учун ўзига хос бўлган контекст оғзаки диалогнинг нутқий шакллари функционал статусини мураккаблашишига олиб келди. Орнаментал прозада оғзаки диалог нутқий шаклларини қўллашнинг таҳлили уни шеърий нутққа ўхшашлигини, шунингдек, юқорида келтирилган муаллифларга мос бўлган шеърий услублари кайд этилган субъект-экспрессив шаклларни семантик-функционал ўзига хос хусусиятларини аниқлашга имконият яратди.
The article presents the results of a comprehensive analysis of the functional and semantic potential of speech forms of oral dialogue in the monologue text of ornamental prose of the first third of the XX century. A complex analysis of speech forms of oral dialogue on the material of works of art by the most prominent representatives of ornamentalism, such as A. Bely, K. Fedin, V. Nabokov, Y. Tynyanov, has showed the modification of the functions and semantics of these subject-expressive forms of syntax on the horizontal (in the syntagmatics of the speech chain) and vertical (at the level of the whole text) sections of an artistic ornamental work. It is concluded that these forms, directed to another person or the objective world, being used in a monological subjective narrative, change their semantics and functions under the influence of a context specific for ornamental prose and certain communicative conditions. The unusual character of the addressee, the complicated relations between the subject and the object, as well as the context specific for the ornamental-subjective narrative, determined the complication of the functional status of the speech forms of oral dialogue. The analysis of the use of verbal forms of oral dialogue in ornamental prose made it possible to identify semantic and functional features of the named subject-expressive forms that are similar to verse speech, as well as to the poetic style of the named authors.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Aliyeva E.A. | кандидат филологических наук, доцент кафедра русского языкознания факультет зарубежной филологии | Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | Алиева Э.А. Семантико-функциональный потенциал вопроса в художественно-прозаическом монологе (на материале языка русской прозы первой трети ХХ века). — Т., 2016. — 128 с. |
2 | Алиева Э.А. Семантико-функциональный статус второго лица местоимений и глаголов в языке орнаментальной прозы. // Иностраннные языки в Узбекистане. № 5, 2019. — С. 49–60 |
3 | Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. — М., 1990. — 168 с. |
4 | Бао Хун Экспрессивные средства русского синтаксиса в структуре текста. — М., 2003. — 252 с. |
5 | Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. — М., 1977. — 248 с. |
6 | Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. — М., 2004. — 208 с. |
7 | Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1980. — 360 с. |
8 | Князева Н.В., Королькова Е.Е. К вопросу об экспрессивных синтаксических средствах. — URL: http://scipress.ru/philology/articles/k-voprosu-ob-ekspressivnykhsintaksicheskikh-sredstvakh -yazyka.html |
9 | Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М.: Наука, 1986. — 208 с. |
10 | Ковтунова И. И. Принцип неполной определенности и формы его грамматического выражения в поэтическом языке XX века // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста. — М , 1993. — С. 106–154 |
11 | Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. — Томск, 1981. — 255 с. |
12 | Шмелев Д.Н. Внеимперативное употребление формы повелительного наклонения в современном русском языке. — РЯШ, 1961, № 5. — С. 52–61 |