В статье представлен сравнительный анализ синтаксических особенностей в структуре заголовков ведущих интернет-СМИ Узбекистана (Gazeta.uz, Kun.uz, Podrobno.uz, UzNews) и Казахстана (Kazinform, Nur.kz, Tengrinews, Zakon.kz). Синтаксическая организация заголовков в современных СМИ представляет особый исследовательский интерес, поскольку отражает разнообразные стратегии подачи информации. На материале 480 заголовков был проведен детальный анализ структурных характеристик предложений с учетом их распределения по трем тематическим рубрикам: «Политика», «Спорт» и «Культура». Особое внимание уделяется анализу типов предложений (повествовательные, вопросительные), их структурным характеристикам (простые/ сложные (в отдельную группу были выделены двухкомпонентные заголовки), односоставные/ двусоставные) и использованию обособленных оборотов. Основные результаты исследования выявляют следующее в обоих странах: синтаксис заголовков политического дискурса допускает наибольшую вариативность, включая сложные предложения и вопросительные конструкции. Рубрика «Культура» характеризуется балансом между информативностью и выразительностью, тогда как спортивные новости отличаются максимальной стандартизацией синтаксических структур. Более того, казахстанские СМИ демонстрируют выраженную склонность к двухкомпонентным конструкциям. Узбекистанские же издания, несмотря на наличие двухкомпонентных конструкций, отдают большее предпочтение стандартным двусоставным предложениям. Эти различия отражают не только особенности медиапрактик в данных двух странах, но и специфику восприятия информации целевой аудиторией в каждой из стран.
The article presents a comparative analysis of syntactic features in the headline structures of the leading online media in Uzbekistan (Gazeta.uz, Kun.uz, Podrobno.uz, UzNews) and Kazakhstan (Kazinform, Nur.kz, Tengrinews, Zakon.kz). The syntactic organization of headlines in modern media is of particular research interest, as it reflects a variety of information presentation strategies. Based on the material of 480 headlines, a detailed analysis of the structural characteristics of the sentences was carried out, considering their distribution into three thematic rubrics: «Politics», «Sports» and «Culture». Special attention is paid to the analysis of sentence types (narrative, interrogative), their structural characteristics (simple/complex (two-component headlines were allocated to a separate group), one-member/two-members) and the use of isolated constructions. The main results of the research reveal the following in both countries: political discourse allows for the greatest variability, including complex sentences and interrogative constructions. The cultural rubric is characterized by a balance between information content and expressiveness, while sports news is characterized by maximum standardization of syntactic structures. Moreover, the Kazakh media demonstrate a pronounced propensity for two-component constructions. Uzbek publications, despite the presence of two-component structures, give greater preference to standard full two-members sentences. These differences reflect not only the specifics of media practices in these two countries, but also the specifics of the perception of information by the target audience in each country.
В статье представлен сравнительный анализ синтаксических особенностей в структуре заголовков ведущих интернет-СМИ Узбекистана (Gazeta.uz, Kun.uz, Podrobno.uz, UzNews) и Казахстана (Kazinform, Nur.kz, Tengrinews, Zakon.kz). Синтаксическая организация заголовков в современных СМИ представляет особый исследовательский интерес, поскольку отражает разнообразные стратегии подачи информации. На материале 480 заголовков был проведен детальный анализ структурных характеристик предложений с учетом их распределения по трем тематическим рубрикам: «Политика», «Спорт» и «Культура». Особое внимание уделяется анализу типов предложений (повествовательные, вопросительные), их структурным характеристикам (простые/ сложные (в отдельную группу были выделены двухкомпонентные заголовки), односоставные/ двусоставные) и использованию обособленных оборотов. Основные результаты исследования выявляют следующее в обоих странах: синтаксис заголовков политического дискурса допускает наибольшую вариативность, включая сложные предложения и вопросительные конструкции. Рубрика «Культура» характеризуется балансом между информативностью и выразительностью, тогда как спортивные новости отличаются максимальной стандартизацией синтаксических структур. Более того, казахстанские СМИ демонстрируют выраженную склонность к двухкомпонентным конструкциям. Узбекистанские же издания, несмотря на наличие двухкомпонентных конструкций, отдают большее предпочтение стандартным двусоставным предложениям. Эти различия отражают не только особенности медиапрактик в данных двух странах, но и специфику восприятия информации целевой аудиторией в каждой из стран.
Maqolada O‘zbekiston (Gazeta.uz, Kun.uz, Podrobno.uz, UzNews) va Qozog‘iston (Kazinform, Nur.kz, Tengrinews, Zakon.kz) yetakchi internet OAV sarlavhalarining sintaktik xususiyatlari strukturasi qiyosiy tahlil asosida o‘rganildi. Zamonaviy OAVdagi sarlavhalarning sintaktik tuzilishi axborotni yetkazish strategiyalarining xilma-xilligini aks ettirishi sababli alohida tadqiqiy ahamiyatga ega. 480 ta sarlavha asosida “Siyosat”, “Sport” va “Madaniyat” kabi uchta mavzuiy ruknga ajratilgan holda gaplarning strukturaviy xususiyatlari chuqur tahlil qilindi. Ayniqsa, gap turlari (darak gap, so‘roq gap), ularning tuzilmasi (oddiy/ murakkab (ikki komponentli sarlavhalar alohida guruh sifatida ajratildi), bir tarkibli/ ikki tarkibli) hamda ajratilgan konstruksiyalarning qo‘llanishi alohida e’tiborga olingan. Tadqiqot natijalari har ikki mamlakatda quyidagi xulosalarni ko‘rsatdi: siyosiy diskursdagi sarlavhalar sintaksisi eng yuqori darajadagi variativlikka ega bo‘lib, unda murakkab gaplar va so‘roq konstruksiyalar keng qo‘llaniladi. “Madaniyat” rukni esa axborot yetkazuvchanligi va ifodaviylik o‘rtasidagi muvozanat bilan ajralib turadi, “Sport” yangiliklari esa sintaktik strukturalarning maksimal darajadagi standartlashuvi bilan tavsiflanadi. Bundan tashqari, Qozog‘iston OAV ikki komponentli konstruksiyalarga sezilarli moyillikni namoyon qilmoqda. O‘zbekiston nashrlari esa bunday konstruksiyalar mavjud bo‘lishiga qaramay, asosan ikki tarkibli standart gaplarga ustuvorlik beradi. Ushbu farqlar nafaqat ikki mamlakatdagi media amaliyotlarning xususiyatlarini, balki har bir mamlakatda maqsadli auditoriyaning axborotni qabul qilishiga oid o‘ziga xosliklarni ham aks ettiradi.
№ | Muallifning F.I.Sh. | Lavozimi | Tashkilot nomi |
---|---|---|---|
1 | TADJIBAYEVA D.M. | Magistrant | Oʻzbekiston jurnalistika va ommaviy kommunikatsiyalar universiteti |
№ | Havola nomi |
---|---|
1 | Бахарев Н.Е. Структурно-функциональное развитие заголовков (на материале заголовков из газет и журналов за 1903–1907, 1935-1939, 1965-1970 гг.): Дис... канд. филол. наук / Н.Е. Бахарев. — Алма-Ата, 1971. — 222 с. |
2 | Есперсен О. Философия грамматики / Пер. с англ. В. В. Пассека и С. П. Сафроновой; под ред. и с предисл. Б. А. Ильиша. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — 329 с. |
3 | Колесниченко A.B. Практическая журналистика. Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. — 180 с. |
4 | Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. / В.Г. Костомаров. — Москва: МГУ, 1971. — 268 с. |
5 | Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий / С.Д. Кржижановский. — М., 1931. — 32 с. |
6 | Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с. |
7 | Попов А.С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие / А.С. Попов, — М., 1966. — 95 с. |
8 | Ронгинский В. М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи / В. М. Ронгинский. — Киев, 1965. — 150 с. |
9 | Фортунатов, Ф.Ф. Избранные труды. Том 1. / Ф.Ф. Фортунатов. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1956. — С. 128–129. |
10 | Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. — М.: Едиториал УРСС, 2001. — 223 с. |