В статье представлен анализ философских, психологических, педагогических и религиозных подходов к сущности человека и его сознания, определяющих ценностное отношение к личности и ее индивидуальности. Освещены являющиеся актуальными и в настоящее время педагогические идеи великих мыслителей Востока, ученых-энциклопедистов, призывающие к воспитанию гармоничной личности, индивидуальному подходу, применению личностно ориентированных методов в обучении. Также представлены главные положения исламского учения об отношении к лицам с инвалидностью.
В статье представлен анализ философских, психологических, педагогических и религиозных подходов к сущности человека и его сознания, определяющих ценностное отношение к личности и ее индивидуальности. Освещены являющиеся актуальными и в настоящее время педагогические идеи великих мыслителей Востока, ученых-энциклопедистов, призывающие к воспитанию гармоничной личности, индивидуальному подходу, применению личностно ориентированных методов в обучении. Также представлены главные положения исламского учения об отношении к лицам с инвалидностью.
Maqolada insonning shaxs va uning individualligiga bo‘lgan qadriyatli munosabatini belgilovchi mohiyati va uning ongiga falsafiy, psixologik, pedagogik va diniy yondashuvlar tahlili taqdimi etilgan. Sharqning buyuk mutafakkirlari, entsiklopedik olimlarning barkamol shaxsni tarbiyalashga, individual yondashishga va o‘qitishda shaxsga yo‘naltirilgan usullardan foydalanishga chorlovchi, hozirgi kunda ham dolzarb bo‘lgan pedagogik g‘oyalari yoritilgan. Shuningdek, islom ta'limotining nogironligi bo‘lgan shaxslarga munosabat to‘g‘risidagi asosiy qoidalari keltirib o‘tilgan.
The article presents an analysis of philosophical, psychological, pedagogical, and religious approaches to the essence of human nature and consciousness, which define the value-based attitude toward personality and individuality. It highlights the pedagogical ideas of great Eastern thinkers and encyclopedic scholars, which remain relevant today, emphasizing the cultivation of a harmonious personality, an individual approach, and the application of student-centered methods in education. The article also outlines the key principles of Islamic teachings regarding attitudes toward people with disabilities.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Kalbaeva X.. | Специалист | доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, преподаватель ТГПУ им. Низами |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Абдухалилов А.А., Маматкулова Х.Ш. Взгляды ученых Востока на процессы социальной защиты лиц с инвалидностью. // https://cyberleninka// vzglyady-uchyonyh-vostoka-na-protsessy-sotsialnoy-zaschity-lits-s-invalidnostyu. |
2 | Алёхина С.В., Шеманов А.Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования. // Учебно-методическое пособие. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 218 с. |
3 | Бабаева З.М. Развитие педагогической мысли и образовательно-этические взгляды эпохи Восточного Возрождения. // https://multiurok.ru/files/razvitie-pedagogicheskoi-mysli-i-obrazovatelno-e-1.html?ysclid=m46t6n9cv3823756950. |
4 | Джураев Р.Х., Мардонов Ш.К. Педагогические идеи великих мыслителей Востока – основа подготовки педагогических кадров. // https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-velikih-mysliteley-vostoka-osnova-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov. |
5 | Кадирова Д.Б. Произведение Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг» как источник нравственного воспитания. // https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedenie-yusuf-hos-hozhiba-kutadgu-bilig-kak-istochnik-nravstvennogo-vospitaniya. |
6 | Камалова Ш.У., Мунарова Р.У., Ахмедова Н.А. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны). // Ж.: Молодой ученый, 2015. № 9 (89). С. 1068–1070. |
7 | Нигматов З.Г. Гуманистические концептуальные идеи инклюзивного образования. // https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-kontseptualnye-idei-inklyuzivnogo-obrazovaniya |
8 | Хайруллаев М.М. Абу Али ибн Сино. Маънавият юлдузлари. – Т., 2001. С. 103. |
9 | Mинг биp ҳaдиc. – T.: Moварунаҳр, 1998. |